Новости Союза

Эксперты объяснили, с чем связан двукратный рост спроса на джин с начала года

Новости участников Союза Новости отрасли
Как пишет Российская Газета, России стремительно растет спрос на джин. Недорогой алкогольный напиток чаще всего используют для приготовления коктейлей, которые набирают популярность прежде всего у молодежи. Кроме того, из всего крепкого спиртного, попавшего под санкции (виски, ром, текила), джин проще всего воспроизвести - сейчас на российском рынке уже более 90% джина отечественного производства.

Так, сеть винотек SimpleWine отмечает удвоение спроса на джин год к году за первые восемь месяцев 2023. Даже в частных и корпоративных продажах, где обычно популярностью пользуются классические продукты вроде виски и коньяка, джин поднялся на третье место среди крепких напитков, утверждают в Simple. Директор по маркетингу Luding Group Ирина Осадчая оценивает прирост объема продаж джина в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 в плюс 32%. "По итогам первого полугодия прошлого года динамика была выше, что говорит о замедлении роста категории и, может быть, отчасти является показателем приближения к максимуму", - считает эксперт.

При этом, если два предыдущих года доля импортного джина составляла 30%, сейчас она сократилась до 21%. Основное, что на это повлияло, - уход зарубежных компаний, перевод этой продукции в параллельный импорт, удорожание бутылки на полке на 30-40%, поясняет Ирина Осадчая. В Simple Group считают, что на долю джина российского производства приходится и вовсе порядка 95%.

"Практически каждая российская алкогольная компания выпустила свой джин. Качество у них очень разное: что-то вполне достойно и даже отмечено международными наградами, что-то, скорее, относится ко вкусовой водке с эфирными маслами хвойных. Но строгого ГОСТа на джин нет, да и уровень запросов потребителя невысок, поэтому все это продается. В первую очередь из-за цены: российский джин успешно выдерживает цену 300-500 руб. за 0,5 литра (лидеры рынка - повыше, но до 1 тыс. руб.)", - говорит директор категории крепких спиртных напитков Simple Group Юрий Сурин.


Например, компания "Татспиртпром" вышла на рынок джинов в 2022 году. В первом полугодии 2023 года продажи в этой подкатегории увеличились в восемь раз к сопоставимому периоду 2022 года. Объем отгруженной продукции по итогам восьми месяцев увеличился на 46%, рассказала директор по маркетингу компании Елена Слободанюк. Сейчас компания выпускает четыре вкуса, но уже в ближайшие несколько месяцев планирует добавить еще три новых. "В целом по рынку джин по натуральному объему розничных продаж уступает только коньяку, виски и настойкам и опережает такие подкатегории ЛВИ (ликеро-водочных изделий - прим. "РГ"), как ликер, ром, бальзам, биттер, текила, коньячные и висковые напитки и другие", - комментирует Слободанюк.

Джин - самая легко воссоздаваемая по технологии производства категория из категорий, несвойственных для России (виски, ром, текила), поясняет Ирина Осадчая. По сути, это можжевеловая водка (название пошло от голландского jeneverbes - можжевельник): базовый спирт смешивают с ягодами можжевельника, настаивают и снова перегоняют. Более бюджетный вариант - просто смешать спирт, воду и настой можжевельника, говорит глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

Джин для многих россиян является альтернативой рому, текиле и так же, как эти категории ликеро-водочных изделий, служит основой для множества алкогольных коктейлей, что объясняет рост популярности напитка у молодежной аудитории, считает Елена Слободанюк.

Рост продаж джина можно связать с глобальным трендом среди молодого сообщества - людей до 30-35 лет - на миксологию. Миксуют одежду, миксуют музыку, миксуют напитки, и в том числе джины, говорит директор по импорту виноторговой компании Fort Дарья Сологуб. "С джином удобно делать коктейли в домашних условиях. Достаточно купить джин и тоник с различными вкусами, и легко можно сделать коктейль. Людям интересно покупать не только классический джин, но и джины с различными наполнителями. Это могут быть зимние джины с корицей или яркие летние, цветочные. Популярен также джин усиленной крепости, который больше похож на виски, имеет рыжеватый оттенок и обладает интересной и выдержанной органолептикой", - рассказывает эксперт.

Впрочем, несмотря на внушительный рост, джин - все еще маленькая категория. Его доля в первом полугодии 2023 года среди всего алкогольного рынка составляет 0,78%. Эту категорию обгоняют водка, коньяки, виски, вина тихие и игристые, оценивает Ирина Осадчая.

"Пока Россия на этапе становления и развития культуры производства и построения брендов в джине. Предположу, что в дальнейшем на рынке появятся новые сильные игроки, будет расти качество упаковки, коммуникаций, работы с потребителем со стороны успешных брендов. И само собой, будет формироваться премиальный сегмент, где выбор будет определяться не только ценой, доступностью на полке и промо-предложением, но также качеством продукта и набором современных маркетинговых инструментов", - считает Юрий Сурин.

Источник и фото: "Российская газета"