18 сентября 2024 года Госдума единогласно одобрила в 1 чтении концепцию законопроекта № 623458-8 внесенного группой депутатов и сенаторов, предусматривающую усиление государственного контроля за производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции.
Актуальность законопроекта заключается в том, что производители спиртосодержащей непищевой продукции стабильно закупают существенные объемы этилового спирта – в 2023 году это порядка 4,5 млн. дал., имея определенные регуляторные изъятия, предоставляемые в целях поддержки отечественных производителей.
Недобросовестные производители формально декларируя производство например, парфюмерно-косметической продукции в малой емкости (до 100 мл) закупают пищевой этиловый спирт в безакцизном порядке, и в дальнейшем либо
- реализуют такую продукцию по существенно более низким по сравнению с алкоголем ценам, в аналогичной с алкоголем упаковке и этикетками, чем создают стимулы для покупки гражданами такой спиртосодержащей непищевой продукции в целях употребления
- либо выводят пищевой спирт в незаконный оборот для дальнейшего незаконного производства алкогольной продукции.
В целях исключения возможности злоупотреблений, связанных с производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции, законопроектом вносятся следующие изменения в основной отраслевой «алкогольный» закон 171-ФЗ:
1) по аналогии с уже имеющимся запретом, действующим в розничной торговле, устанавливается запрет на оптовую закупку и поставки (за исключением импорта и экспорта) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 28% ниже цены, по которой осуществляется оптовая закупка и поставки алкогольной продукции крепостью свыше 28%;
2) вместо формального декларирования объемов производства спиртосодержащей непищевой продукции вводится автоматическое предоставление указанных сведений в соответствующую государственную информационную систему. При этом, в отношении спиртосодержащей непищевой продукции, перечень которой установит Правительство, с содержанием этилового спирта более 10%, также ввести обязательную маркировку средствами идентификации, в соответствии с законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
3) вводится запрет на производство спиртосодержащей непищевой продукции обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции.
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве на законопроект также поддержало его концепцию, указав на ряд замечаний, которые необходимо проработать при дальнейшей доработке законопроекта.
Замечания и предложения по доработке законопроекта в виде поправок ко 2 чтению направляются в ответственный Комитет Государственной Думы по экономической политике до 18 октября 2024 года.
Актуальность законопроекта заключается в том, что производители спиртосодержащей непищевой продукции стабильно закупают существенные объемы этилового спирта – в 2023 году это порядка 4,5 млн. дал., имея определенные регуляторные изъятия, предоставляемые в целях поддержки отечественных производителей.
Недобросовестные производители формально декларируя производство например, парфюмерно-косметической продукции в малой емкости (до 100 мл) закупают пищевой этиловый спирт в безакцизном порядке, и в дальнейшем либо
- реализуют такую продукцию по существенно более низким по сравнению с алкоголем ценам, в аналогичной с алкоголем упаковке и этикетками, чем создают стимулы для покупки гражданами такой спиртосодержащей непищевой продукции в целях употребления
- либо выводят пищевой спирт в незаконный оборот для дальнейшего незаконного производства алкогольной продукции.
В целях исключения возможности злоупотреблений, связанных с производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции, законопроектом вносятся следующие изменения в основной отраслевой «алкогольный» закон 171-ФЗ:
1) по аналогии с уже имеющимся запретом, действующим в розничной торговле, устанавливается запрет на оптовую закупку и поставки (за исключением импорта и экспорта) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 28% ниже цены, по которой осуществляется оптовая закупка и поставки алкогольной продукции крепостью свыше 28%;
2) вместо формального декларирования объемов производства спиртосодержащей непищевой продукции вводится автоматическое предоставление указанных сведений в соответствующую государственную информационную систему. При этом, в отношении спиртосодержащей непищевой продукции, перечень которой установит Правительство, с содержанием этилового спирта более 10%, также ввести обязательную маркировку средствами идентификации, в соответствии с законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
3) вводится запрет на производство спиртосодержащей непищевой продукции обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции.
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве на законопроект также поддержало его концепцию, указав на ряд замечаний, которые необходимо проработать при дальнейшей доработке законопроекта.
Замечания и предложения по доработке законопроекта в виде поправок ко 2 чтению направляются в ответственный Комитет Государственной Думы по экономической политике до 18 октября 2024 года.